Главная » Файлы » Мои файлы |
12.08.2014, 14:15 | |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Ромаши Афанасьевского района Кировской области
Всероссийский педагогический конкурс «Педагогический проект»
Экскурсия в режиме проектно-исследовательской деятельности «Визуальное обследование свалок окрестностей населенного пункта»
Меркучева Нелли Егоровна учитель биологии МКОУ ООШ д. Ромаши Афанасьевского района Кировской области
2014 г. Аннотация Предлагаемая методическая разработка предназначена для проведения занятия в профильном экологическом лагере, а также может быть использована на уроках биологии (при наличии резервного времени) при изучении темы «Человек как житель биосферы и его влияние на природу земли». Разработка предназначена для учителей биологии, экологии, химии, классных руководителей и других школьных педагогов и педагогов дополнительного образования для организации работы по экологическому воспитанию школьников и экологического всеобуча для родителей и населения. Экскурсия может быть проведена во время операции «Наш дом – Земля», а её материалы могут быть использованы для предъявления администрации сельского поселения как факты нарушения экологической безопасности населения с последующим оказанием транспортных услуг населению по вывозке бытовых отходов. Факты могут быть интересны для медиков в качестве санитарно-гигиенического просвещения населения. Источником практического опыта является проведение практикума по общей биологии в мае 2008 года для 10класса «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». (Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов). Сведения об авторе: Меркучева Н.Е. учитель биологии МКОУ ООШ д. Ромаши Афанасьевского района Кировской области, 1-я квалификационная категория. Контактный телефон: 8(83331)2-41-36 – раб., 8(83331)2-41-81 – дом.
Пояснительная записка Методическая разработка экскурсии нацелена на формирование и развитие у школьников навыков к исследовательской деятельности, на определение качества окружающей среды. Выбор данной темы исследовательской экскурсии обоснован низким уровнем экологической культуры жителей населенного пункта. Данная проблема была нами выявлена во время проведения операции «Наш дом Земля» в 2013году. Определяя фронт работ на территории населенного пункта, мы совершили прогулку с фотоаппаратом, опросили население (приложение№3) во время которой выявили следующие нарушения: Свалка бытового мусора прямо у дороги при въезде в деревню, возле старой газовой будки; Все это наблюдали наши школьники, и нет вероятности того, что завтра они не будут повторять то, что делают сегодня взрослые. Поэтому учащимся необходим взгляд со стороны на свою деревню и её экологию, чтобы они сами увидели проблему низкой экологической культуры, может быть и своей тоже, и способствовали бы её повышению. Предлагаемая методическая разработка направлена на социализацию личности школьника, на формирование у него нетерпимости к равнодушному и беспечному отношению к окружающей среде, развитию социальной, коммуникативной, информационной компетентности и предприимчивости, умений доводить начатое дело до конца. Работа, выполненная школьниками, может им помочь в стремлении сделать свою улицу чистой и красивой, а этого хочет каждый житель, даже тот, кто мусорит (приложение №3 – опрос). Данные исследования также помогут в составлении экологического паспорта школы, для планирования деятельности при проведении операции «Наш дом Земля», для разработки практических природоохранных проектов. Метапредметная цель экскурсии: создать условия для применения знаний и умений в новой практико-ориентированной ситуации, создать условия для осознания детьми качества жизни как наивысшей ценности – Земля - это наш общий дом. Практическая цель: способствовать повышению экологической культуры через составление карты мусорных свалок несанкционированных бытовых отходов, расположенных в окрестностях населенного пункта, оценку величины финансовых расходов для ликвидации свалок (в тракторных тележках) и оформление материалов для публичного доклада. Издать плакат (газету, баннер, листовки) по результатам исследовательской экскурсии. Задачи: Научить экологически грамотно строить свои отношения с окружающим миром, с социальной и природной средой. Оборудование: блокноты, ручки, компас, карта окрестностей школы, рулетка, резиновые перчатки, ватман, фломастеры, фотоаппарат. Участники экскурсии: учащиеся 6-9 классов разного уровня обученности, участники экологического звена. Ожидаемый результат: предметный: 1. Обозначенные на топографической карте свалки бытовых отходов в окрестностях населенного пункта; 2. Плакат (газета, баннер, листовки), содержащий наглядную информацию, собранную во время исследования свалок; 3. Описание свалок. 4. Проектная стоимость в тракторных тележках для вывозки мусора. Метапредметный ожидаемый результат и перспективы: Школьники сами осознают необходимость применения полученных ими расчетных (проектных) данных по уборке мусора на практике и проведения дальнейших исследований, а именно: химического анализа водных вытяжек проб почвы в местах свалок бытового мусора; удовлетворенность школьников и понимание ими полезности проведенной работы, придадут исследованию непрерывность и вызовут интерес к дальнейшей исследовательской деятельности по данной проблеме направленный на повышение экологической грамотности, улучшение качества жизни населения. Новизна предлагаемой работы состоит в том, что данная экскурсия по форме – это исследовательский мини-проект, имеющий конечный результат – проект и практический выход на социум.
Содержание Оргмомент. Учитель: Сегодня в течение 1,5 часов нам предстоит большая, но очень нужная и полезная работа. Для этого нам понадобится специальное оборудование (Учитель называет, а дети проверяют наличие всех предметов).
2. Актуализация и целеполагание. Дидактическая цель: способствовать осознанной мотивации, заинтересовать учащихся на выполнение исследовательского мини – проекта в ходе экскурсии. Метапредметная цель: подвести детей к пониманию о качестве среды общего дома – Земля. Учитель начинает с игры. - Ребята, в каком доме вы бы хотели жить? Подберите нужные для вашего дома слова. Из предложенных учителем слов, характеризующих качества дома, школьники выбирают те, которые считают нужными. На карточках (разноцветных кирпичиках: ярких – положительные характеристики дома, а на черных и темных – отрицательные) написаны слова: уютный, душный, чистый, деревянный, теплый, запущенный, заросший ивняком, микробы, грязный, высокий, крапива, красивый, прочный, сапоги, неприятный запах, пыль, мусор, цветочные клумбы, банки, склянки, пластиковые бутылки, промышленные отходы, радиактивные частицы, ртуть, канцерогенные вещества, оксиды серы, диоксины и др. Ребята прикрепляют слова внутри нарисованного контура дома виде кирпичиков.
Учитель продолжает: Наш общий дом – это Земля. Все, что нас окружает – это среда, которая может быть благоприятной и неблагоприятной для жизни. Ребята, вы правильно сделали, что выбрали для своего дома благоприятные качества. А теперь давайте посмотрим на доску и скажем, что окружает ваш дом? И что есть в нашем общем доме? (Ребята отвечают, используя оставшиеся слова, прикрепляют их). Учитель продолжает: - Ребята, как можно избавиться от неблагоприятных условий жизни, которые вы назвали? (Ребята отвечают, что можно от них избавиться, наведя чистоту и порядок в нашем общем доме). Учитель комментирует данные таблицы, приложения №4 «Сведения о местах и объектах размещения отходов на территории Кировской области». - К чему могут привести неблагоприятные условия жизни? (ребята отвечают). Примерное содержание сообщения учителя: Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде, он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды канцерогенными веществами (от лат. cancer — рак и греч. genes — рождающий, рожденный), химическими соединениями, способными при воздействии на организм вызывать рак и др. злокачественные опухоли, а также доброкачественные новообразования. (Учитель приводит данные таблицы приложения №1). Загрязнение окружающей среды приводит к гибели животных и растений, уменьшению плодородия почвы, исчерпанию запасов питьевой воды и другим негативным изменениям биосферы. Человек должен не только знать, но и ощущать личную ответственность за её состояние. - Ребята, приведите примеры безответственного отношения человека к состоянию окружающей среды в нашей местности? (Дети приводят примеры: массовая вырубка лесов лесозаготовителями, несанкционированные свалки мусора, слив бытовых отходов в придорожные канавы, браконьерство и др.) Решению какой проблемы мы можем помочь в нашем доме? (дети предлагают – убрать мусор). А какую предварительную работу нам нужно сделать, чтобы «убрать мусор» организованно? (ребята предлагают, тем самым ставят перед собой цели практического этапа экскурсии - сколько тракторных тележек нам понадобится для вывоза мусора, вычислить общее расстояние и рассчитать расход горючего). Учитель вместе с ребятами подводит итог: Сегодня в течение 1,5 часов нам предстоит выявить и обследовать свалки бытовых отходов окрестностей нашего села, описать их, обозначить на карту, дать косвенную оценку состояния среды окрестностей нашей школы, и определить объем работ по их очистке от несанкционированных свалок. По окончании экскурсии - исследования обобщить материалы и оформить их для экологического просвещения. Практическая работа на местности и камеральная обработка собранной информации Дидактическая цель: собрать информацию о свалках бытовых отходов, отметить их на карту, оформить результаты в виде газеты и обращений к жителям населенного пункта, администрации поселения, а также организациям, расположенным в пределах поселения. Метапредметная цель: развитие ключевых компетентностей через организацию практической работы ( интервью с населением, работу в группе, анализ собранной информации). На первом этапе практической работы учащиеся разбиваются на 2 группы по 5 человек в каждой (1 – топограф, 1 – фотограф, 3 эколога) и по 1 руководителю. Получают задание и карту местности. Определяют проблему. Выбирают совместно с руководителями направление своего движения для исследования территории. В течение 40минут выполняют задание. (Приложение №2). В целях экономии времени руководители групп должны быть осведомлены о том, где на местности расположены свалки. Второй этап –совместная обработка материалов (0,5 часа), собранных на экскурсии – исследовании. Теперь группы работают вместе, подводят итоги и оформляют результаты исследования. 2 эколога (из разных групп) составляют сводные таблицы по выявленным свалкам: «Виды отходов» (перечислить материалы); «Сроки действия свалки» (косвенно) (первый год, 2-5 лет, более 5 лет, по степени разложения, по опросу населения) « Наличие неприятных запахов» (есть, нет).
2 топографа наносят на чистовую карту места сосредоточения обнаруженных свалок и отвечают на вопросы (приложение №2): Сколько выявлено несанкционированых свалок всего - ? Из них:
2 эколога и 1 руководитель вычисляют объем работ (косвенно) по очистке территории от несанкционированных свалок (в количестве тракторных телег и расстоянии до места расположения санкционированной свалки бытовых отходов, чтобы определить расход горючего). Обобщают информацию по пунктам заданий: Объем свалки (незначительно, много, значительно). Определяют глазомерно возможность очистки территории от свалок и общий объем расходов.
2 эколога и 1 руководитель готовят текст обращения к администрации сельского поселения. 2 фотографа оформляют плакат (или газету) для населения и учащихся школы. Данное мероприятие заканчивается выявлением желающих выступить с результатами мини-исследований перед школьниками 5-9 классов – на школьной экологической конференции, перед родителями – на родительском собрании, перед населением и администрацией на сельском сходе. Кроме того, письменное обращение к администрации сельского поселения о неотложных мерах по наведению санитарного порядка в сельском поселении, об изыскании денежных средств для выделения транспорта для очистки территории от несанкционированных свалок бытового мусора и для организации вывозки мусора отправляется по почте после тщательной проверки и согласования с администрацией школы. Рефлексия: Дидактическая цель: дать оценку степени благополучия окружающей среды для здорового образа жизни населения села. Метапредметная цель: создать условия: - для позитивного отношения обучающихся к положительному, экологически грамотному опыту содержания прилегающих территорий домохозяев, - для понимания необходимости в воспитании экологической культуры для жителей нашего «общего дома». Учитель просит учащихся сделать вывод о степени благополучия окружающей среды. (Ребята отвечают). Сначала сами участники экскурсии, а затем учитель дают оценку проделанной работе учащихся, о важности информации, полученной во время экскурсии, о корректном использовании этой информации. Учитель подводит учащихся к осознанию необходимости более глубоких исследований (например, химический анализ проб водных вытяжек проб почвы в местах сосредоточения бытовых отходов). - 1. Ребята, скажите, пожалуйста, то, что вы увидели на экскурсии похоже на то, что вы изобразили на доске еще в начале занятия? 2. Что полезного для себя лично вы получили на экскурсии? Ответ на второй вопрос учитель просит написать письменно в свой блокнот как вывод. Ученики отвечают. Наиболее трудными моментами в организации и проведении данного вида деятельности является анализ и оформление полученной информации, и особенно, составление текста обращения к администрации сельского поселения. Текст должен быть изложен в очень тактичной и вежливой форме и вызвать большое желание администрации поддержать школьников, совместно найти способы решения данной проблемы и не вызвать конфликтных ситуаций ни с администрацией поселения, ни с населением, поэтому текст дорабатывается с подключением педколлектива школы и администрации. Список рекомендуемой литературы Захаров В.В. и др. Общая биология. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2004 Приложение №1 Онкологические заболевания по годам в сельском поселении (по данным ФАП) Годы Число учтенных заболевших 1989 2 1995 1 2001 1 2004 2 2005 1 2006 1 2008 2 2009 - 2010 2 2011 1 2012 2 Приложение №2 Исследовательское задание группам Выявить и описать свалки бытовых отходов окрестностей школы и населенного пункта в радиусе до 1 км. Обозначить их на карте красным крестиком с указанием номера. План описания мест сосредоточения бытовых и прочих отходов: Описание местности (заболоченность, сухое низменное, сухое возвышенное; открытая местность, лес; ложбина, берег реки, склон и т.п.)
Приложение №3 Вопросы для беседы с населением. Как часто вы прибираете улицу возле своего дома? (содержим в чистоте – 3 чел, Приложение №4 Сведения о местах и объектах размещения отходов на территории Кировской области (по откорректированным на 01.01.2010 данным экологического обследования объектов в 2001 г. ОАО «Кировводпроект») № Вид объекта (места) размещения Площадь, га Количество объектов (мест) размещения отходов Масса отходов, тыс. т Всего Из них с нарушением природоохранных требований 1 Размещение ТБО 737 613 599 14213,046 – захоронение 1.1 Полигоны ТБО 553 28 13 1.2 Санкционированные свалки ТБО 348 346 1.3 Несанкционированные свалки 184 238 238 2 Размещение промышленных отходов 1239 89 79 66988,584 – захоронение, 40955,491 –временное и длительное хранение 2.1 Золошлакоотвалы, шламонакопители, полигоны, санкционированные свалки промышленных отходов, открытые и закрытые площадки временного хранения 1139 56 46 2.2 Несанкционированные свалки промотходов 100 33 33 3 Площадки размещения отходов животноводства (птицеводства) 1300 1059 551 3977,56 | |
Просмотров: 488 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |