содержание программ
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Ромаши Афанасьевского района Кировской области
Согласовано Утверждаю
_____________________
«___» ____________ 2010г. Директор МОУ ООШ д. Ромаши
_____________ Э.М. Габова
«___» ______________ 2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Учитель Меркучева Нелли Егоровна
Год составления 2009 – 2010 учебный год
Класс 9
Общее количество часов по плану 68 часов
Количество часов в неделю 2 часа
• Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой: Программа курса «Основы общей биологии» И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова /Биология в основной школе: Программы. - М: Вентана -Граф, 2006.
«___» ___________________2010г. ____________________
(подпись учителя)
Рассмотрена на заседании ШМО:
2010−2011 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
КУРС: «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
• Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
• Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».
• Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
• Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4
• Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего
(полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. Биология . -М.: Дрофа, 2004
• Приказ МОиН РФ от 14.12. 2006г. № 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год»
• Школьный учебный план на 2010 - 2011 учебный год.
• Программа курса «Основы общей биологии» И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова /Биология в основной школе: Программы. - М: Вентана -Граф, 2006.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
Курс «Основы общей биологии» для 9-го класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Он отражает концепцию программы по биологии 6-11 классов.
Преподавание курса биологии в 9-м классе осуществляется по программе «Основы общей биологии». / Авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова опуб¬ликованной в сборнике «Биология в основной школе: Программы». - М: Вентана-Граф, 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология. 9 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Цель курса «Основы общей биологии»:
овладение учащихся знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями,
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
подготовка школьников к практической деятельности в области с/х: медицины, здравоохранения.
Место предмета в базисном учебном плане
Изучение предмета базируется и на знаниях учащихся, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологии. Образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, закономерности живой природы и о зависимости всех процессах и явлениях. Даже если в содержание курса включены основы различных областей, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле. В разделы курса введен экономический аспект.
По областному базисному учебному плану на изучение биологии в 9-м классе
выделено 68 часов в течение учебного года, 2 часа в неделю, 11 лабораторных работ.
По школьному учебному плану - 68 часов в течение учебного года, 2 часа в неделю, 11 лабораторных работ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основные знания
1. Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Царства живой природы.
- Уровни организации жизни (молекулярный, клеточный, организменный, биоценотический, популяционно-видовой, биосферный).
- Признаки живого (клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведения, движения, адаптация).
2. Клетка – структурная и функциональная единица живого.
- Основные положения клеточной теории.
- Химический состав клетки, постоянство хим. состава.
- Строения и функции клеток растений, животных, грибов, бактерий.
- Клетки прокариоты и эукариоты.
- Деление клетки, роль хромосом в хранении и передачи наследств. Информации, митоз и мейоз.
- Ткани растений и животных, их функции.
- Вирусы как неклеточная форма жизни, вызываемые ими заболевания и их профилактика. СПИД и его профилактика.
3. Организм, его строение жизнедеятельность.
- одноклеточные и многоклеточные организмы;
- происхождение многоклеточных;
- строение и функции организма растений, животных, грибов, бактерий;
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов;
- поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз);
- основные процессы жизнедеятельности организмов.
- автотрофные и гетеротрофные организмы, значение фотосинтеза;
- регуляция процессов жизнедеятельности;
- рост, развитие, размножение организмов, значение этих процессов, бесполое и половое размножения.
- Индивидуальное развитие организмов, законы наследственности, закономерности, изменчивости;
- Ген, генотип, фенотип.
4. Взаимосвязь организма и среды.
- среды обитания орг-в;
- факторы среды ( абиотические, биотические, антропогенные);
- экология популяций; структура, динамика численности;
- взаимосвязь орг-ов и среды обитания;
- сезонные изменения в жизни жив. орг.
5. Природные сообщества и экосистемы:
- природные и искусственные сообщества;
- приспособленность орг-в к жизни в природном сообществе;
- экосистема и ее компоненты: орг-мы – продуценты, редуценты, консументы, биогенные элементы;
- связи в экосистемах, цепи питания;
- круговорот веществ в природе и роль орг-в;
- роль человека в повышении продуктивности искусственных сообществ;
- влияние деятельности человека на организмы, виды. Природные сообщества (биоценозы) и экосистемы (биоценозы), меры по их охране;
- саморегуляция как основа устойчивости
- влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;
- многообразие организмов и их классификация;
- сохранение биологического разнообразия;
- биоэтика и основные организмы;
- особенности многообразия растений и животных конкретного региона;
- основные систематические (таксономические) единицы (категории), вид – основная единица классификации;
- неклеточные формы жизни – вирусы;
- безъядерные организмы (прокариоты ) – бактерии;
- ядерные организмы (эукариоты ) – грибы, растения, животные;
- эволюция органического мира;
- факторы эволюции: наследственность, изменчивость борьба за существование, естественный и искусственный отбор;
- микроэволюция и макроэволюции, их закономерности;
- направление эволюции: биологический прогресс,
- результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов;
- происхождение и развитие жизни на Земле.
Основные умения:
- применять знания;
- о видах, популяциях, природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров их выращивания;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, вопросов для обоснования профилактики заболеваний и отравлений;
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования зависимости процессов жизнедеятельности человека от условий окружающей среды;
- о движущих типах эволюции для объяснения ее результатов – приспособленности организмов и многообразии видов;
Сравнить:
- строение клеток бактерий, грибов, растений, животных;
- природные и искусственные сообщества, экосистемы;
- царство живых природы.
Наблюдать:
- приспособленность организмов к среде обитания.
Узнать:
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона.
Делать выводы:
- о единстве органического мира;
- о клеточном строении организмов;
- об историческом развитии живой природы.
Соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и работы с микроскопом;
- проведения простейших опытов;
- поведения в природе;
- здорового образа жизни
Основное содержание.
На изучение биологии в 9-м классе выделено 68 часов:
№ Тема (раздел курса) Кол-во часов по программе Кол-во часов по календарно-темат. планированию
1. Введение 3 3
2. Основы цитологии 10 10
3. Организм, его свойства и развитие 5 5
4. Основы генетики 9 12
5. Основы селекции растений и животных 4 6
6. Происхождение жизни и развитие 6 5
7. Эволюционное -учение 10 7
8. Происхождение человека 6 6
9. Основы экологии 11 12
10. Заключение. Резерв 1 2
Итого 68 68
Организация учебно – воспитательного процесса.
Исходя из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного обучения. Формы организации занятий в основном традиционные, практикумы, лабораторные работы, зачеты, тестирование. Методы репродуктивные, частично - поисковые, исследовательские. По окончании курса проводится итоговая аттестация.
Распределение часов практической части:
№ урока № лабораторной работы Тема лабораторной работы
8 1 Многообразие клеток.Сравнение растительной и животной клеток
15 2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения
22,26 3 Решение генетических задач
28 4 Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.
1 Содержание НРК
Разнообразие живых организмов на примерах местной флоры и фауны
17 Авария на «Маяке»
24 27 Медико-генетическая служба в Челябинске
25 Процессы мутаций в Челябинской области
28 Генотипические и фенотипические проявления у особей местных видов
31 Историческая справка о центрах селекционной работы в Челябинской области
37 Палеонтологические находки на Южном Урале
40 Палеонтологические находки на Южном Урале как доказательства эволюции
46 Популяционная структура вида на примерах местной флоры и фауны
53 Многообразие национальностей на территории Челябинской обл.
57 59 Приспособленность организмов и ее относительность на местных видах Компоненты экосистемы
61 Основные типы взаимосвязей в сообществах на примерах местной флоры и фауны
62 Биогеоценозы Челябинской области и их смена Экскурсия в биогеоценоз. Характеристика искусственных биогеоценозов (пришкольный участок)
63
64 Круговорот углерода, кислорода, азота и фосфора.
65 Антропогенное воздействие на природную среду Челябинской области
47 5 Изучение изменчивости у организмов.
57 6 Приспособленность организмов к среде обитания
65 7 Оценка качества окружающей среды
Распределение экскурсий по урокам:
№ урока № экскурсии Тема экскурсии
1 1 Биологическое разнообразие вокруг нас
57 2 Приспособленность организмов и ее относительность
62 3 Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды. Огород как пример искусственного биогеоценоза
64 4
В соответствии с областным базисным учебным планом 10% учебного времени отведены на реализацию регионального компонента при изучении всех тем курса. Включение РК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны. Учащиеся получают реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике. Распределение РК по урокам
№ урока Содержание РК
1 Разнообразие живых организмов на примерах местной флоры и фауны
17 Массовые вырубки лесных массивов на территории нашего района
24 27 Медико-генетическая служба в г. Кирове
25 Процессы мутаций в Кировской области
28 Генотипические и фенотипические проявления у особей местных видов
32 Историческая справка о центрах селекционной работы в Кировской области
37 Палеонтологические находки на территории Кировской области
40 Палеонтологические находки на территории Кировской области как доказательства эволюции
46 Популяционная структура вида на примерах местной флоры и фауны
53 Многообразие национальностей на территории Кировской области
57 59 Приспособленность организмов и ее относительность на местных видах Компоненты экосистемы
61 Основные типы взаимосвязей в сообществах на примерах местной флоры и фауны
62 Биогеоценозы Кировской области и их смена. Экскурсия в биогеоценоз. Характеристика искусственных биогеоценозов (пришкольный участок)
63 Основные типы взаимосвязей в сообществах на примерах местной флоры и фауны
64 Круговорот углерода, кислорода, азота и фосфора.
65 Антропогенное воздействие на природную среду Кировской области
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2010 - 2011 учебный год
№ п/п Наименование материала Часы Сроки
Прогнозируемый результат ЗУН
Лабораторн. практикум
Инструментарий ЦОРЫ оборудование
I
Введение
3
1. Биология – наука о жизни
Р.К Разнообразие живых организмов на примерах местной флоры и фауны
1 1-я неделя сентября Знать: Разнообразие живых организм и общие основы жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен в-в и энергии, раздражим., гомеостаз, рост, движение.
Уметь: применять знания:
о видах, популяциях, природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров.
Портрет Ж.Б. Ламарк, коллекции, таблицы.
2. Общие свойства всего живого
1 1-я неделя сентября
3. Многообразие форм жизни
1 2-я неделя сентября
II
Основы учения о клетке
10
4. Цитология − наука, изучающая клетку. Многообразие клеток
1 2-я неделя сентября Знать: история изучения клетки. Основные положен. клеточ. теории. Клетка – структур. и функциональн. Единица живого. Жизнен. Цикл клетки. Химический состав клетки, его постоянство. Неорг. и орг. в-ва. Вода, ее роль в клетке. Углеводы, жиры, Белки. Аминокислоты ферменты их роль. Нуклеинов. кислоты. Стр-ра ДНК. Двухцепочеч. РНК и АТФ. Строение клетки.
Гетеротрофы. Обмен в-в,
Энергетический, и пластический фотосинтез.
Уметь: сравнить:
строение клеток бактерий, грибов, растений, животных;
природные и искусственные сообщества, экосистемы;
царство живых природы Делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы. Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом
Л.р.№1.
« Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».
Таблица «Клетка».
Микроскопы микроаппарат. «Растит. клетка» «Клетка простейшего»
Водоросль из аквариума элодея, микроскоп - пы гидроперит
(раствор)
луковица микроскоп пред-
5. Химический состав клетки
1 3-я неделя сентября
6. Белки и нуклеиновые кислоты 1 3-я неделя сентября
7. Строение клетки
1 4-я неделя сентября
8. Органоиды клетки и их функции. 1 4-я неделя сентября
9. Обмен веществ – основа существования клетки
1 4-я неделя октября
10. Биосинтез белков в живой клетке
1 5-я неделя сентября
11. Биосинтез углеводов – фотосинтез
1 1-я неделя октября метные и пок ровн. стекла.
12. Обеспечение клеток энергией 1 2-я неделя октября Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас». Дидакт. карт. тесты.
13. Контрольная работа № 1 «Основы учения о клетке» 1 2-я неделя октября Биосинтез. Воздействие среды на клетку.
III Размножение и индивидуальное
развитие организмов. Онтогенез.
5
14. Типы размножения
1 3-я неделя октября Знать: формы размножения орг-в, бесполое и половое, вегетативное. Деление клет. эукариот, митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Мейоз, его сущность, оплодотворение. Биолог. Роль размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональн. Развитие. Факторы среды и онтогенез.
Уметь: Характеризовать
деление клетки, размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений, животных; роль клеточной теории в обосновании единства органического мира.
Л.Р.№2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток» Таблицы «Митоз» «Мейоз» микропрепар. «Митоз в корешках лука».
Домашняя к.р. «Проверь себя» тесты.
Портрет Грегора Менделя.
15. Деление клетки. Митоз.
1 3-я неделя октября
16. Образования половых клеток. Мейоз. 1 4-я неделя октября
17. Индивидуальное развитие организмов − онтогенез.
Р.К Массовые вырубки лесных массивов на территории нашего района
1 4-я неделя октября
18. Обобщение изучения по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов. Онтогенез.
1 октябрь
IV Основы учения о
наследственности и изменчивости 12
19. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
1 2-я неделя ноября Знать: Живой организм и его св-ва. Понятие о наследств. и изменч. Законы наследств., закономерн. изменчив.
Эксперимены Г. Менделя. Законы Менделя. Доминант. и рецессивн.
Алльные гены. Гомо- зиготы и гетерозиготы Генотип фенотип. Определен. пола наследственные
Таблицы «Генетические законы»
Дидактический материал «Гене тика» (Челяб. пед университет).
Сборник задач по генетике. Символика
20. Генетические опыты Менделя.
1 2-я неделя ноября
21. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
1 3-я неделя ноября
22. Решение задач.
1 3-я неделя ноября
23. Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
1 4-я неделя ноября
24.
Р.К. Взаимодействие генов и их множественное действие
Р.К.Медико-генетическая служба в Кирове 1 1-я неделя декабря Норма реакции.
Модификациононная. изменчивость.
Мутационная изменчив.
Причины мутаций.
Значение мутаций. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Биоразнообразие.
.
25. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.
Р.К. Процессы мутаций в Кировской области
1 1-я неделя декабря Дидактический материал «Генетика»
Сборник генетических задач
26. Решение задач.
1 2-я неделя декабря Л.Р.№3 Решение генетических задач.
27. Наследственная изменчивость.
РК. Медико-генетическая служба в г. Кирове 1 2-я неделя декабря
28. Другие типы изменчивости 1 3-я неделя декабря Дидактический
Р.К. Генотипические и фенотипические проявления у особей местных видов Уметь: Обосновывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство. Соблюдать правила здорового образа жизни. Л.Р. № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов или сортов, произрастающих в неодинаковых условиях» материал. Тесты.
29.
Р.К.
Наследственные болезни, сцепленные с полом.
1 3-я неделя декабря
30. Контрольная работа № 2. по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»
1 4-я неделя декабря
V Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 6
31. Генетические основы селекции организмов.
1 4-я неделя декабря Знать: задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхожд. культ. растен. Методы селекц. растен.. Клеточная инженерия.
Селекц. животн. Основн. Направ. биотехнологии в микробиология.
Уметь: Приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных Таблица «Центры происхожд. культ. растен.
Доклад Н. Вавилов.
32.
Р.К. Особенности селекции растений.
Р.К.Историческая справка о центрах селекционной работы в Кировской области
1 5-я неделя декабря
33.
Центры многообразия и происхождения культурных растений. 1 3-я неделя января Реферат «Породы животных».
34.
Особенности селекции животных. 1 3-я неделя января
35. Основные направления селекции микроорганизмов. 1 4-я неделя января дом. свиней, птиц д. Ромаши Тесты
36. Обобщение по теме: «Основы селекции» 1 4-я неделя января
VI
Происхождение жизни и развитие
Органического мира 5
5-я неделя января Слайды «Происхождение жизни на Земле
37.
Р.К. Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
РК. Палеонтологические находки на территории Кировской области 1
38. Современная теория возникновения
Жизни на Земле.
1 5-я неделя января
39. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
1
1-я неделя февраля Знать: происхождение и развитие жизни на Земле. Гипотеза возник. Жизни А.И. Опарина и ее развит. в дальнейших исследив. Возникновение макромолекул и над - молекулярных структур за рождения обмена в-в. Возникновен. фотосинтеза. Эволюция от
Способу дыхания.
Эры и периоды появления человека
Уметь:
Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции. Делать вывод об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции
Экскурсия
«История живой природы» краеведческий музей в п. Афанасьево
(палеонтологические
коллекции). Дидактические карточки, тесты.
40. Этапы развития жизни на Земле.
РК. Палеонтологические находки на территории Кировской области как доказательства эволюции
1
1-я неделя февраля
41. Контрольная работа № 3 «Происхождение жизни и развитие органического мира».
1
2-я неделя февраля
VII Учение об эволюции 7 Знать: Ч. Дарвин – создатель теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дар - вина. Факторы эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Портрет Ч. Дарвина (сообщение)
42.
Идея развития органического мира
В биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина (лекции)
1 2-я неделя февраля
43. Современные представления об эволюции орг. мира .
1 3-я неделя февраля
44. Вид, его критерии и структура.
1 3-я неделя февраля
45. Процессы видообразования.
1 4-я неделя февраля
46. Макроэволюция – результат макроэволюций.
РК. Популяционная структура вида на примерах местной флоры и фауны 1 4-я неделя февраля Образование новых видов в природе. Изоляция. Видообразование. Макроэволюция. Прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптации, дегенерация.
Уметь: Называть причины и результаты эволюции. Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания. Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленность организмов и многообразие видов Слайды «Антропогенез» коллекция слепков, черепов родословная человека.
47. Основные направления эволюции. Основные закономерности биологической эволюции.
1 1-я неделя марта Л.р. № 5 « Изменчивость у организмов»
48. Обобщение по теме: «Учение об эволюции».
1 1-я неделя марта
VIII Происхождение человека (антропогенез) 6 Знать: место человека в системе орг. мира. Док-ва происхожден. Человека от животн. Соц-ные и природн. Факторы. Человеч. Расы, их родство и происхожд. Движущие силы и этапы эволюции человека древнейш., древнего, разумного.
49. Доказательства эволюционного про исхождения человека.
1 2-я неделя марта Дидактический материал
50. Эволюция приматов
1 2-я неделя марта
51. Этапы эволюции человека
1 3-я неделя марта Уметь: Обосновывать родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас. Делать вывод о происхождении человека от животного
52. Первые и современные люди.
1 3-я неделя марта
53.
Р.К. Человеческие расы, их родство и происхождения.
Человек как житель биосферы.
РК. Многообразие национальностей на территории Кировской обл.
1 4-я неделя марта
54. Контрольная работа № 4. по теме: «Антропогенез. Развитие органического мира. Эволюция»
1 4-я неделя марта
IX
Основы экологии.
12
55. Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. 1 1-я неделя апреля Знать: экология-наука о взаимосвязях орг-в с окружающ. средой.
56. Общие законы действия факторов среды на организмы. 1 2-я неделя апреля
Условия жизни на Земле. Экологические факторы. Основные среды жизни. За коны: оптимума, лимитирующего фактора, комплексное воздействие факторов. Радиация. Экологич. группы орг-в. Связи
жертва, паразит хозяин. Со общества, экосистемы, биолоуспоз. Компоненты
экосистемы, биогенные элементы, продукты консументы, редуценты . Цепи питания, круговорот в-в. Биосфера. Роль экологической культуры.
Уметь: приводить примеры природных и искусственных сообществ. Характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы; природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности.
Обосновывать влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; регулирование численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере. Применять знания о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны. Л.р. № 6 «Выявление приспособленности ор-в к экологическим факторам среды обитания».
57.
Р.К. Приспособленность орг-в к действиям факторов среды.
Р.К.Приспособленность организмов и ее относительность на местных видах. Компоненты экосистемы
1 2-я неделя апреля Таблица «Биоценоз дубравы»
58. Биотические связи в природе.
1 3-я неделя апреля Экскурсия. Лес и водоем как природные экосистемы».
«Огород как пример искусственного биогеоценоза».
59. Популяции.
РК. Приспособленность организмов и ее относительность на местных видах Компоненты экосистемы
1 3-я неделя апреля
60. Функционирования популяции и динамика ее численности.
1 4-я неделя апреля
61. Сообщества
Р.К.Биогеоценозы Кировской области и их смена Экскурсия в биогеоценоз. Характеристика искусственных биогеоценозов (пришкольный участок) 1 4-я неделя апреля Портрет Вернадского.
62. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.
Р.К.Биогеоценозы Кировской области и их смена Экскурсия в биогеоценоз. Характеристика искусственных биогеоценозов (пришкольный участок)
1 5-я неделя апреля
63.
Р.К. Развитие и смена биогеоценозов.
РК. Основные типы взаимосвязей в сообществах на примерах местной флоры и фауны 1 1-я неделя мая
64. Основные законы устойчивости живой природы.
Р.К. Круговорот углерода, кислорода, азота и фосфора. 1 2-я неделя мая
65.
Р.К Рациональное использование природы и ее охрана.
Р.К. Антропогенное воздействие на природную среду Кировской области 1 2-я неделя мая
66. Контрольная работа № 5. по теме: «Основы экологии»
1 3-я неделя мая Л.Р.№ 7 Оценка качества окружающей среды
67−68 Резерв 2 4-я неделя мая
Количество часов по четвертям:
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год
Количество часов 16 16 22 14 68
Плановых контрольных работ 1 1 2 1 5
Практических и лабораторных работ 2 1 1 2 7
Экскурсий 1 - 1 1 3
Тестовых работ
2 1 2 - 5
Зачетов (уроки обобщения) 1 - 2 - 3
Административных контрольных работ
Регионального компонента 2 5 4 7 18
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Биология». –Вентана – Граф. М. 2010г.
2. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Рабочая тетрадь. Вентана Граф. 2006г
3. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Методическое пособие для учителя. Вентана -Граф. 2005г
4. Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко АСТ. Астрель М. 2002 г.
5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ Биология.
6. С.Г. Мамонтов В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г.
7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1- 3. М.: Мир, 1990 г.
8. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие средней школы. 2-е изд. М. 1996.
9. Биологический энциклопедический словарь. М.:
Советская энциклопедия, 1986.
1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)
1. Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»
2. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
3. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
4. Биология. 1С: Репетитор.
5. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
6. Биология 6-11 кл. «Физикон»
7. Биология. Химия. Экология.
8. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
9. Биология. 1С: Животные. 7 класс.
10. Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
11. Биол