Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

метапредметный урок
27.08.2012, 04:37

Сообщение на методобъединение учителей биологии. Август, 2012.

 

Раньше нам всегда говорили: «Учитель – это артист, но сегодня, по-моему это потеряло актуальность и убеждаемся в том, что учитель – это режиссёр, постановщик, а роль актеров отводится обучающимся. Это очень высокие требования и к учителю, и к ученикам. Но это вполне реально, если учитель мастер, если он хороший режиссер. Но ведь и  у хорошего режиссера могут быть не состоявшиеся актеры, так и в школе: не каждому обучающемуся удается учится на одни «5» да еще и по всем предметам! Почему? Ответы на этот вопрос мы знаем. Да и в отметках ли дело? Это очень субъективная оценка объекта.

 «Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику произносим мы эту фразу… Теперь к этой фразе мы добавляем: «На какой?»

 

 Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

 

 Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

 

 В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

что я делаю? (предмет деятельности);

для чего я это делаю? (какова цель);

как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);

какой это дает результат?

за счет чего этот результат достигнут?

И учитель,  и ученик, если они не поставят перед собой цель, задачи, не спланируют, как они их будут постигать и какой результат получат, то и нет  их  деятельности на уроке. (Деятельность носит не потребительский характер, а продуктивный.  Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему  миру,  содержание   которой   составляет   его   целесообразное изменение и образование.  В  отличие  от  действий  животного,  деятельность человека предполагает определенное  противопоставление  субъекта  и  объекта деятельности: человек предполагает себе объект деятельности,  как  материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить  новую

форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

       Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и  сам

процесс  деятельности,  и,   следовательно,   неотъемлемой   характеристикой

деятельности является ее осознанность.).

 

Конечно, прежде всего мы все работаем  на результат.

 

Метапредметные  результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

                                                                                                     

Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-этическая ориентация.

 

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция.

 

Познавательные  универсальные учебные действия -    действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);

логические (анализ; синтез;  доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);

постановка и решение проблемы.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка вопросов;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Метапредметы (по А.В. Хуторскому) :«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».«Наличие фундаментального образовательного объекта».Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

 

Метапредметы (по Ю.В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

Традиционный подход        

Метапредметный подход

 

1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.    

1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.

 

2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.

2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.

 

        

3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.

 

 

 

Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.

 

 Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).

 

 Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

 

 Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.

 

 Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.

 

 Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

 

 Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

 

Особенности метапредметного занятия:

Это интегрированное занятие.

Деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.

Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

 

Примеры метапредметных категорий:

Определение и понятие. («Основные понятия генетики», 9 кл)

Рисунок и схема. (Строение растительной клетки», 6 класс)

Знание и информация.

Цель и задача. («Селекция», 9 кл)

Роль и позиция. («Возникновение жизни на Земле», 9 класс)

Модель и способ.

Содержание и форма.

Знание и незнание.

Порядок и хаос. («Органы и системы органов человека»)

Изменение и развитие. («Происхождение млекопитающих»)

Простое и сложное.

 

Структурные элементы  метапредметного урока

Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

 

Требования к заданиям на уроке

Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

 

 

Требование к учителю

Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

Добиваться от учеников аргументированных ответов.

Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

Чётко и точно формулировать задание.

Способность к импровизации.

Выводы:

1.Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Учитель не актёр, а режиссёр!

2. Вовлечение школьников в проектную  и исследовательскую деятельность, по моему – это яркий пример метапредметного подхода к обучению, так как здесь реализуются все этапы метапредметного подхода:  актуализация, Целеполагание,  проблематизация, осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.  Взаимопроверка и взаимоконтроль.Рефлексия. А как важно школьнику осознавать, что его исследования кому-то пригодятся: для односельчан, для семьи, для школы или просто для себя,  для одноклассника, для друга.. Метапредметный подход позволит школьнику осознанно подходить к образовательному процессу.

3. В наших школах учатся самые разные дети, кто-то лучше, кто-то слабее, но это на наш взгляд. Ведь в принципе, мы биологи и знаем, что не имеем морального права сравнивать одного ученика с другим, потому что природа сотворила каждого ребенка индивидом, он только один такой, а мы хотим их стандартизировать, да не удастся никогда этого сделать, да и не надо. Каждый одарен по своему. И мне кажется, что использование метапредмета в школе, как раз развивает его индивидуальность, его неповторимость, потому что чем чаще теорию мы сталкиваем с надпредметом, тем деятельность школьника становится более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а в этом мы  видим свою главную задачу.

Категория: Мои файлы | Добавил: НеллиМеркучева
Просмотров: 11005 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: