Меню сайта
Категории раздела
для себя [2]
план-сетка
для учеников [12]
дом. задания помощь в выполнении
Наш опрос
удовлетворен ли ты сегодняшней работой?
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
содержание программ Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Ромаши Афанасьевского района Кировской области Согласовано Утверждаю _____________________ «___» ____________ 2010г. Директор МОУ ООШ д. Ромаши _____________ Э.М. Габова «___» ______________ 2010г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии Учитель Меркучева Нелли Егоровна Год составления 2009 – 2010 учебный год Класс 9 Общее количество часов по плану 68 часов Количество часов в неделю 2 часа • Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой: Программа курса «Основы общей биологии» И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова /Биология в основной школе: Программы. - М: Вентана -Граф, 2006. «___» ___________________2010г. ____________________ (подпись учителя) Рассмотрена на заседании ШМО: 2010−2011 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ КУРС: «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» • Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ». • Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». • Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4 • Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. Биология . -М.: Дрофа, 2004 • Приказ МОиН РФ от 14.12. 2006г. № 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год» • Школьный учебный план на 2010 - 2011 учебный год. • Программа курса «Основы общей биологии» И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова /Биология в основной школе: Программы. - М: Вентана -Граф, 2006. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. Курс «Основы общей биологии» для 9-го класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Он отражает концепцию программы по биологии 6-11 классов. Преподавание курса биологии в 9-м классе осуществляется по программе «Основы общей биологии». / Авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова опуб¬ликованной в сборнике «Биология в основной школе: Программы». - М: Вентана-Граф, 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология. 9 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008 Цели Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Цель курса «Основы общей биологии»:  овладение учащихся знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями,  формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;  установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;  подготовка школьников к практической деятельности в области с/х: медицины, здравоохранения. Место предмета в базисном учебном плане Изучение предмета базируется и на знаниях учащихся, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологии. Образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, закономерности живой природы и о зависимости всех процессах и явлениях. Даже если в содержание курса включены основы различных областей, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле. В разделы курса введен экономический аспект. По областному базисному учебному плану на изучение биологии в 9-м классе выделено 68 часов в течение учебного года, 2 часа в неделю, 11 лабораторных работ. По школьному учебному плану - 68 часов в течение учебного года, 2 часа в неделю, 11 лабораторных работ. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Результаты обучения Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Основные знания 1. Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Царства живой природы. - Уровни организации жизни (молекулярный, клеточный, организменный, биоценотический, популяционно-видовой, биосферный). - Признаки живого (клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведения, движения, адаптация). 2. Клетка – структурная и функциональная единица живого. - Основные положения клеточной теории. - Химический состав клетки, постоянство хим. состава. - Строения и функции клеток растений, животных, грибов, бактерий. - Клетки прокариоты и эукариоты. - Деление клетки, роль хромосом в хранении и передачи наследств. Информации, митоз и мейоз. - Ткани растений и животных, их функции. - Вирусы как неклеточная форма жизни, вызываемые ими заболевания и их профилактика. СПИД и его профилактика. 3. Организм, его строение жизнедеятельность. - одноклеточные и многоклеточные организмы; - происхождение многоклеточных; - строение и функции организма растений, животных, грибов, бактерий; - взаимосвязь строения и функций органов и систем органов; - поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаз); - основные процессы жизнедеятельности организмов. - автотрофные и гетеротрофные организмы, значение фотосинтеза; - регуляция процессов жизнедеятельности; - рост, развитие, размножение организмов, значение этих процессов, бесполое и половое размножения. - Индивидуальное развитие организмов, законы наследственности, закономерности, изменчивости; - Ген, генотип, фенотип. 4. Взаимосвязь организма и среды. - среды обитания орг-в; - факторы среды ( абиотические, биотические, антропогенные); - экология популяций; структура, динамика численности; - взаимосвязь орг-ов и среды обитания; - сезонные изменения в жизни жив. орг. 5. Природные сообщества и экосистемы: - природные и искусственные сообщества; - приспособленность орг-в к жизни в природном сообществе; - экосистема и ее компоненты: орг-мы – продуценты, редуценты, консументы, биогенные элементы; - связи в экосистемах, цепи питания; - круговорот веществ в природе и роль орг-в; - роль человека в повышении продуктивности искусственных сообществ; - влияние деятельности человека на организмы, виды. Природные сообщества (биоценозы) и экосистемы (биоценозы), меры по их охране; - саморегуляция как основа устойчивости - влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; - многообразие организмов и их классификация; - сохранение биологического разнообразия; - биоэтика и основные организмы; - особенности многообразия растений и животных конкретного региона; - основные систематические (таксономические) единицы (категории), вид – основная единица классификации; - неклеточные формы жизни – вирусы; - безъядерные организмы (прокариоты ) – бактерии; - ядерные организмы (эукариоты ) – грибы, растения, животные; - эволюция органического мира; - факторы эволюции: наследственность, изменчивость борьба за существование, естественный и искусственный отбор; - микроэволюция и макроэволюции, их закономерности; - направление эволюции: биологический прогресс, - результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов; - происхождение и развитие жизни на Земле. Основные умения: - применять знания; - о видах, популяциях, природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров их выращивания; - о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, вопросов для обоснования профилактики заболеваний и отравлений; - о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования зависимости процессов жизнедеятельности человека от условий окружающей среды; - о движущих типах эволюции для объяснения ее результатов – приспособленности организмов и многообразии видов; Сравнить: - строение клеток бактерий, грибов, растений, животных; - природные и искусственные сообщества, экосистемы; - царство живых природы. Наблюдать: - приспособленность организмов к среде обитания. Узнать: - наиболее распространенные виды растений и животных своего региона. Делать выводы: - о единстве органического мира; - о клеточном строении организмов; - об историческом развитии живой природы. Соблюдать правила: - приготовления микропрепаратов и работы с микроскопом; - проведения простейших опытов; - поведения в природе; - здорового образа жизни Основное содержание. На изучение биологии в 9-м классе выделено 68 часов: № Тема (раздел курса) Кол-во часов по программе Кол-во часов по календарно-темат. планированию 1. Введение 3 3 2. Основы цитологии 10 10 3. Организм, его свойства и развитие 5 5 4. Основы генетики 9 12 5. Основы селекции растений и животных 4 6 6. Происхождение жизни и развитие 6 5 7. Эволюционное -учение 10 7 8. Происхождение человека 6 6 9. Основы экологии 11 12 10. Заключение. Резерв 1 2 Итого 68 68 Организация учебно – воспитательного процесса. Исходя из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного обучения. Формы организации занятий в основном традиционные, практикумы, лабораторные работы, зачеты, тестирование. Методы репродуктивные, частично - поисковые, исследовательские. По окончании курса проводится итоговая аттестация. Распределение часов практической части: № урока № лабораторной работы Тема лабораторной работы 8 1 Многообразие клеток.Сравнение растительной и животной клеток 15 2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения 22,26 3 Решение генетических задач 28 4 Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях. 1 Содержание НРК Разнообразие живых организмов на примерах местной флоры и фауны 17 Авария на «Маяке» 24 27 Медико-генетическая служба в Челябинске 25 Процессы мутаций в Челябинской области 28 Генотипические и фенотипические проявления у особей местных видов 31 Историческая справка о центрах селекционной работы в Челябинской области 37 Палеонтологические находки на Южном Урале 40 Палеонтологические находки на Южном Урале как доказательства эволюции 46 Популяционная структура вида на примерах местной флоры и фауны 53 Многообразие национальностей на территории Челябинской обл. 57 59 Приспособленность организмов и ее относительность на местных видах Компоненты экосистемы 61 Основные типы взаимосвязей в сообществах на примерах местной флоры и фауны 62 Биогеоценозы Челябинской области и их смена Экскурсия в биогеоценоз. Характеристика искусственных биогеоценозов (пришкольный участок) 63 64 Круговорот углерода, кислорода, азота и фосфора. 65 Антропогенное воздействие на природную среду Челябинской области 47 5 Изучение изменчивости у организмов. 57 6 Приспособленность организмов к среде обитания 65 7 Оценка качества окружающей среды Распределение экскурсий по урокам: № урока № экскурсии Тема экскурсии 1 1 Биологическое разнообразие вокруг нас 57 2 Приспособленность организмов и ее относительность 62 3 Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды. Огород как пример искусственного биогеоценоза 64 4 В соответствии с областным базисным учебным планом 10% учебного времени отведены на реализацию регионального компонента при изучении всех тем курса. Включение РК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны. Учащиеся получают реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике. Распределение РК по урокам № урока Содержание РК 1 Разнообразие живых организмов на примерах местной флоры и фауны 17 Массовые вырубки лесных массивов на территории нашего района 24 27 Медико-генетическая служба в г. Кирове 25 Процессы мутаций в Кировской области 28 Генотипические и фенотипические проявления у особей местных видов 32 Историческая справка о центрах селекционной работы в Кировской области 37 Палеонтологические находки на территории Кировской области 40 Палеонтологические находки на территории Кировской области как доказательства эволюции 46 Популяционная структура вида на примерах местной флоры и фауны 53 Многообразие национальностей на территории Кировской области 57 59 Приспособленность организмов и ее относительность на местных видах Компоненты экосистемы 61 Основные типы взаимосвязей в сообществах на примерах местной флоры и фауны 62 Биогеоценозы Кировской области и их смена. Экскурсия в биогеоценоз. Характеристика искусственных биогеоценозов (пришкольный участок) 63 Основные типы взаимосвязей в сообществах на примерах местной флоры и фауны 64 Круговорот углерода, кислорода, азота и фосфора. 65 Антропогенное воздействие на природную среду Кировской области ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; • проведения наблюдений за состоянием собственного организма. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2010 - 2011 учебный год № п/п Наименование материала Часы Сроки Прогнозируемый результат ЗУН Лабораторн. практикум Инструментарий ЦОРЫ оборудование I Введение 3 1. Биология – наука о жизни Р.К Разнообразие живых организмов на примерах местной флоры и фауны 1 1-я неделя сентября Знать: Разнообразие живых организм и общие основы жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен в-в и энергии, раздражим., гомеостаз, рост, движение. Уметь: применять знания: о видах, популяциях, природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров. Портрет Ж.Б. Ламарк, коллекции, таблицы. 2. Общие свойства всего живого 1 1-я неделя сентября 3. Многообразие форм жизни 1 2-я неделя сентября II Основы учения о клетке 10 4. Цитология − наука, изучающая клетку. Многообразие клеток 1 2-я неделя сентября Знать: история изучения клетки. Основные положен. клеточ. теории. Клетка – структур. и функциональн. Единица живого. Жизнен. Цикл клетки. Химический состав клетки, его постоянство. Неорг. и орг. в-ва. Вода, ее роль в клетке. Углеводы, жиры, Белки. Аминокислоты ферменты их роль. Нуклеинов. кислоты. Стр-ра ДНК. Двухцепочеч. РНК и АТФ. Строение клетки. Гетеротрофы. Обмен в-в, Энергетический, и пластический фотосинтез. Уметь: сравнить: строение клеток бактерий, грибов, растений, животных; природные и искусственные сообщества, экосистемы; царство живых природы Делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы. Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом Л.р.№1. « Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». Таблица «Клетка». Микроскопы микроаппарат. «Растит. клетка» «Клетка простейшего» Водоросль из аквариума элодея, микроскоп - пы гидроперит (раствор) луковица микроскоп пред- 5. Химический состав клетки 1 3-я неделя сентября 6. Белки и нуклеиновые кислоты 1 3-я неделя сентября 7. Строение клетки 1 4-я неделя сентября 8. Органоиды клетки и их функции. 1 4-я неделя сентября 9. Обмен веществ – основа существования клетки 1 4-я неделя октября 10. Биосинтез белков в живой клетке 1 5-я неделя сентября 11. Биосинтез углеводов – фотосинтез 1 1-я неделя октября метные и пок ровн. стекла. 12. Обеспечение клеток энергией 1 2-я неделя октября Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас». Дидакт. карт. тесты. 13. Контрольная работа № 1 «Основы учения о клетке» 1 2-я неделя октября Биосинтез. Воздействие среды на клетку. III Размножение и индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. 5 14. Типы размножения 1 3-я неделя октября Знать: формы размножения орг-в, бесполое и половое, вегетативное. Деление клет. эукариот, митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Мейоз, его сущность, оплодотворение. Биолог. Роль размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональн. Развитие. Факторы среды и онтогенез. Уметь: Характеризовать деление клетки, размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений, животных; роль клеточной теории в обосновании единства органического мира. Л.Р.№2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток» Таблицы «Митоз» «Мейоз» микропрепар. «Митоз в корешках лука». Домашняя к.р. «Проверь себя» тесты. Портрет Грегора Менделя. 15. Деление клетки. Митоз. 1 3-я неделя октября 16. Образования половых клеток. Мейоз. 1 4-я неделя октября 17. Индивидуальное развитие организмов − онтогенез. Р.К Массовые вырубки лесных массивов на территории нашего района 1 4-я неделя октября 18. Обобщение изучения по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. 1 октябрь IV Основы учения о наследственности и изменчивости 12 19. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. 1 2-я неделя ноября Знать: Живой организм и его св-ва. Понятие о наследств. и изменч. Законы наследств., закономерн. изменчив. Эксперимены Г. Менделя. Законы Менделя. Доминант. и рецессивн. Алльные гены. Гомо- зиготы и гетерозиготы Генотип фенотип. Определен. пола наследственные Таблицы «Генетические законы» Дидактический материал «Гене тика» (Челяб. пед университет). Сборник задач по генетике. Символика 20. Генетические опыты Менделя. 1 2-я неделя ноября 21. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. 1 3-я неделя ноября 22. Решение задач. 1 3-я неделя ноября 23. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. 1 4-я неделя ноября 24. Р.К. Взаимодействие генов и их множественное действие Р.К.Медико-генетическая служба в Кирове 1 1-я неделя декабря Норма реакции. Модификациононная. изменчивость. Мутационная изменчив. Причины мутаций. Значение мутаций. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Биоразнообразие. . 25. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Р.К. Процессы мутаций в Кировской области 1 1-я неделя декабря Дидактический материал «Генетика» Сборник генетических задач 26. Решение задач. 1 2-я неделя декабря Л.Р.№3 Решение генетических задач. 27. Наследственная изменчивость. РК. Медико-генетическая служба в г. Кирове 1 2-я неделя декабря 28. Другие типы изменчивости 1 3-я неделя декабря Дидактический Р.К. Генотипические и фенотипические проявления у особей местных видов Уметь: Обосновывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство. Соблюдать правила здорового образа жизни. Л.Р. № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов или сортов, произрастающих в неодинаковых условиях» материал. Тесты. 29. Р.К. Наследственные болезни, сцепленные с полом. 1 3-я неделя декабря 30. Контрольная работа № 2. по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» 1 4-я неделя декабря V Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 6 31. Генетические основы селекции организмов. 1 4-я неделя декабря Знать: задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхожд. культ. растен. Методы селекц. растен.. Клеточная инженерия. Селекц. животн. Основн. Направ. биотехнологии в микробиология. Уметь: Приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных Таблица «Центры происхожд. культ. растен. Доклад Н. Вавилов. 32. Р.К. Особенности селекции растений. Р.К.Историческая справка о центрах селекционной работы в Кировской области 1 5-я неделя декабря 33. Центры многообразия и происхождения культурных растений. 1 3-я неделя января Реферат «Породы животных». 34. Особенности селекции животных. 1 3-я неделя января 35. Основные направления селекции микроорганизмов. 1 4-я неделя января дом. свиней, птиц д. Ромаши Тесты 36. Обобщение по теме: «Основы селекции» 1 4-я неделя января VI Происхождение жизни и развитие Органического мира 5 5-я неделя января Слайды «Происхождение жизни на Земле 37. Р.К. Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. РК. Палеонтологические находки на территории Кировской области 1 38. Современная теория возникновения Жизни на Земле. 1 5-я неделя января 39. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. 1 1-я неделя февраля Знать: происхождение и развитие жизни на Земле. Гипотеза возник. Жизни А.И. Опарина и ее развит. в дальнейших исследив. Возникновение макромолекул и над - молекулярных структур за рождения обмена в-в. Возникновен. фотосинтеза. Эволюция от Способу дыхания. Эры и периоды появления человека Уметь: Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции. Делать вывод об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции Экскурсия «История живой природы» краеведческий музей в п. Афанасьево (палеонтологические коллекции). Дидактические карточки, тесты. 40. Этапы развития жизни на Земле. РК. Палеонтологические находки на территории Кировской области как доказательства эволюции 1 1-я неделя февраля 41. Контрольная работа № 3 «Происхождение жизни и развитие органического мира». 1 2-я неделя февраля VII Учение об эволюции 7 Знать: Ч. Дарвин – создатель теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дар - вина. Факторы эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Портрет Ч. Дарвина (сообщение) 42. Идея развития органического мира В биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина (лекции) 1 2-я неделя февраля 43. Современные представления об эволюции орг. мира . 1 3-я неделя февраля 44. Вид, его критерии и структура. 1 3-я неделя февраля 45. Процессы видообразования. 1 4-я неделя февраля 46. Макроэволюция – результат макроэволюций. РК. Популяционная структура вида на примерах местной флоры и фауны 1 4-я неделя февраля Образование новых видов в природе. Изоляция. Видообразование. Макроэволюция. Прогресс и регресс. Ароморфоз, идиоадаптации, дегенерация. Уметь: Называть причины и результаты эволюции. Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания. Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленность организмов и многообразие видов Слайды «Антропогенез» коллекция слепков, черепов родословная человека. 47. Основные направления эволюции. Основные закономерности биологической эволюции. 1 1-я неделя марта Л.р. № 5 « Изменчивость у организмов» 48. Обобщение по теме: «Учение об эволюции». 1 1-я неделя марта VIII Происхождение человека (антропогенез) 6 Знать: место человека в системе орг. мира. Док-ва происхожден. Человека от животн. Соц-ные и природн. Факторы. Человеч. Расы, их родство и происхожд. Движущие силы и этапы эволюции человека древнейш., древнего, разумного. 49. Доказательства эволюционного про исхождения человека. 1 2-я неделя марта Дидактический материал 50. Эволюция приматов 1 2-я неделя марта 51. Этапы эволюции человека 1 3-я неделя марта Уметь: Обосновывать родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас. Делать вывод о происхождении человека от животного 52. Первые и современные люди. 1 3-я неделя марта 53. Р.К. Человеческие расы, их родство и происхождения. Человек как житель биосферы. РК. Многообразие национальностей на территории Кировской обл. 1 4-я неделя марта 54. Контрольная работа № 4. по теме: «Антропогенез. Развитие органического мира. Эволюция» 1 4-я неделя марта IX Основы экологии. 12 55. Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. 1 1-я неделя апреля Знать: экология-наука о взаимосвязях орг-в с окружающ. средой. 56. Общие законы действия факторов среды на организмы. 1 2-я неделя апреля Условия жизни на Земле. Экологические факторы. Основные среды жизни. За коны: оптимума, лимитирующего фактора, комплексное воздействие факторов. Радиация. Экологич. группы орг-в. Связи жертва, паразит хозяин. Со общества, экосистемы, биолоуспоз. Компоненты экосистемы, биогенные элементы, продукты консументы, редуценты . Цепи питания, круговорот в-в. Биосфера. Роль экологической культуры. Уметь: приводить примеры природных и искусственных сообществ. Характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы; природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности. Обосновывать влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; регулирование численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере. Применять знания о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны. Л.р. № 6 «Выявление приспособленности ор-в к экологическим факторам среды обитания». 57. Р.К. Приспособленность орг-в к действиям факторов среды. Р.К.Приспособленность организмов и ее относительность на местных видах. Компоненты экосистемы 1 2-я неделя апреля Таблица «Биоценоз дубравы» 58. Биотические связи в природе. 1 3-я неделя апреля Экскурсия. Лес и водоем как природные экосистемы». «Огород как пример искусственного биогеоценоза». 59. Популяции. РК. Приспособленность организмов и ее относительность на местных видах Компоненты экосистемы 1 3-я неделя апреля 60. Функционирования популяции и динамика ее численности. 1 4-я неделя апреля 61. Сообщества Р.К.Биогеоценозы Кировской области и их смена Экскурсия в биогеоценоз. Характеристика искусственных биогеоценозов (пришкольный участок) 1 4-я неделя апреля Портрет Вернадского. 62. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Р.К.Биогеоценозы Кировской области и их смена Экскурсия в биогеоценоз. Характеристика искусственных биогеоценозов (пришкольный участок) 1 5-я неделя апреля 63. Р.К. Развитие и смена биогеоценозов. РК. Основные типы взаимосвязей в сообществах на примерах местной флоры и фауны 1 1-я неделя мая 64. Основные законы устойчивости живой природы. Р.К. Круговорот углерода, кислорода, азота и фосфора. 1 2-я неделя мая 65. Р.К Рациональное использование природы и ее охрана. Р.К. Антропогенное воздействие на природную среду Кировской области 1 2-я неделя мая 66. Контрольная работа № 5. по теме: «Основы экологии» 1 3-я неделя мая Л.Р.№ 7 Оценка качества окружающей среды 67−68 Резерв 2 4-я неделя мая Количество часов по четвертям: 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год Количество часов 16 16 22 14 68 Плановых контрольных работ 1 1 2 1 5 Практических и лабораторных работ 2 1 1 2 7 Экскурсий 1 - 1 1 3 Тестовых работ 2 1 2 - 5 Зачетов (уроки обобщения) 1 - 2 - 3 Административных контрольных работ Регионального компонента 2 5 4 7 18 Ресурсное обеспечение рабочей программы 1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Биология». –Вентана – Граф. М. 2010г. 2. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Рабочая тетрадь. Вентана Граф. 2006г 3. Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Основы общей биологии. Методическое пособие для учителя. Вентана -Граф. 2005г 4. Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко АСТ. Астрель М. 2002 г. 5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ Биология. 6. С.Г. Мамонтов В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г. 7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1- 3. М.: Мир, 1990 г. 8. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие средней школы. 2-е изд. М. 1996. 9. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986. 1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология) 1. Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение» 2. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК. 3. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий». 4. Биология. 1С: Репетитор. 5. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0» 6. Биология 6-11 кл. «Физикон» 7. Биология. Химия. Экология. 8. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс 9. Биология. 1С: Животные. 7 класс. 10. Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий». 11. Биол