Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Мастер класс
[ Скачать с сервера (32.6 Kb) ] 13.10.2019, 21:48

Интегрированный подход как активный метод обучения учашихся при изучении темы по биологии «Стебель» в 6 классе.

 

Актуальность интегрированного подхода при изучении темы «Стебель» по предмету «Биология» в 6 классе.

Эпиграф: «Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь» ( Китайская народная мудрость )

 

На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий и активных методов обучения. Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения.

Биология направлена на раскрытие учащимся современной картины мира. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе.

Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении биологии и на занятиях юннатского кружка. К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами и дополнительным образованием, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе и в н6овой учебной ситуации или в практической деятельности детям применить знания бывает сложно. Поэтому интегрированные уроки, проводимые периодически, дают возможность ученикам увидеть взаимосвязь между биологией и дополнительным образованием - кружком «Юннат», участию в социальных проектах и осмысливают, что знания биологии растений облегчают и дают им возможность применить их в творческой и практической деятельности на кружке и в жизни в целом.

Такая интеграция может быть при изучении тем: «Лист» - на кружке «Изготовление коллекций листьев или создание картин из сухих листьев), «Семя», а на кружке – изготовление панно из семян разных растений, «Корень» - на кружке – пересадка и перевалка комнатных растений; «Стебель» - изготовление «Дерева дождя» и другие, важно , чтобы было показано практическое применение изучаемой темы.

Кроме того, в 6 классе сокращено количество часов, отведенных на изучение биологии, поэтому данная интеграция вносит весомый вклад в решение этой проблемы.

На данном интегрированном уроке по теме «Стебель» осуществляется синтез знаний по биологии по темам: «Стебель. Внутреннее и внешнее строение. Виды стеблей», «Ткани растений», «Воздушное питание» «Почвенное питание», «Строение семян», а также понимание и применение в практической творческой деятельности знаний и материалов, полученных и собранных на кружке «Юннат» (лекарственные растения, определение растений по семенам, ( в зэрпу дети могут насыпать семена, собранные самими во время экскурсий) космополиты - борщевик сосновского), природный материал (собранные стебли), применение природного материала, правильный сбор природного материала, в результате чего формируется новое качество: прежде всего, ребенок учится понимать и любить природу, бережно относиться к её богатствам и разумно их использовать, развиваются практические навыки использования частей растений в жизни человека. Сам процесс изготовления дерева дождя (по коми-пермяцки – «Зэрпу») развивает целеустремленность, желание довести начатое до логического конца, развивает эстетический вкус у обучающихся. При подготовке и проведении интегрированного урока учитель ставит четко сформулированную учебно-познавательную задачу: обобщить и расширить знания по теме «Стебель», для решения которой необходимо привлечение знаний изученных тем школьного курса биологии. Высокая активность школьника достигается за счет показа конечного результата - «Дерево дождя», его можно назвать антистрессом, погремушкой, шумелкой, а может дети и сами назовут его. В начале занятия учитель, показывая его, задаёт вопрос: «Что это такое?» (применяется технология встречных усилий - прием отложенной отгадки).

Таким образом, проведение интегрированного урока по данной теме – это условие активизации познавательной деятельности школьников, позволяющее легко и с большим интересом раскрывать многие новые термины по теме «Стебель» и не только, способствует формированию научного мировоззрения, навыков коммуникации, формированию и развитию универсальных учебных действий.

Тип данного урока - обобщение и закрепление изученного материала.

Напоминание на уроке полученных ранее знаний показывает путь от известного к неизвестному; у школьников образуется «отправная точка», от которой начинается путь к познанию нового биологического материала – разнообразию стеблей и их применения и использования человеком в практической жизни, может натолкнуть школьников на реализацию социального проекта: изготовление шумящего музыкального инструмента для дошкольной группы, для ансамбля народной песни или натолкнуть на изучение истории и культуры родного края и т.д.

Методы обучения: активные, практические.

Использование данного интегрированного урока формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.

Описание мастер - класса

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию частичку, если можно это назвать так, то мастер-класс урока в 6 классе по теме: «Стебель». Просьба к Вам — побыть в роли учеников.

10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Наша задача на данном уроке – «учить не для школы, а для жизни» - так говорили древние греки.

Цель мастер-класса: показать применение на уроках активных методов обучения.

После этапа осмысления темы «Стебель», я задаю вопрос: что это такое?

Всю информацию можно структурировать одним из АМО «Составлением кластера» , например.

Кластер – это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является интеллектуальное моделирование – информация, выстроенная в определенной последовательности: Что это такое? Из чего изготовлена? Чем служит? ( все это проговаривается уже правильно в последующей работе, когда дети получают раздаточный материал. Они вместе с учителем обсуждают строение стебля, какие ткани в данном стебле развиты, что придает твердость и прочность этим стеблям, почему они полые? На что похожа ткань данного стебля, а может кто-то знает это растение и что- то о нем расскажет. Например, про дягиль лесной, дудник лекарственный и др., а затем приступают к изготовлению «Зэрпу».

Сегодня мы с Вами на мастер-классе попытаемся научиться изготавливать из стеблей растений так называемый по коми – пермяцки народный музыкальный инструмент – «Зэрпу», а для кого-то это будет детская погремушка, шумящая игрушка, или антистресс. Для работы нам нужен стебель борщевика Сосновского (!), но только абсолютно сухой, который абсолютно не представляет никакой опасности, но легко прокалывается зубочисткой (подумайте, почему можно использовать стебель дудника лесного, дягиля, но они мягкие и будут менее практичны в использовании. Кроме того нам сегодня нужны зубочистки, пассатижи, щипцы, рисовая крупа, пшено, гречка. После мастер класса вам пригодится, наждачная бумага, клей, лак, краски (лучше акварельные), кисть и фантазия).

  1. Берем приготовленный заранее к использованию стебель, с одного конца он заклеен, другой свободный или могут быть использованы естественные перегородки, если при высыхании они сохранили целостность.
  2. С помощью зубочисток многократно его прокалываем (показывает). Концы обрезаем щипцами.
  3. Засыпаем крупу.
  4. Проверяем звук и продолжительность его.
  5. Заклеиваем свободный конец.
  6. Шлифуем и украшаем (можно это сделать уже на уроках ИЗО). Можно покрыть лаком.

Ребята, что мы сегодня изучили? Что узнали нового?

Домашнее задание: предлагаю творческое домашнее задание – а что еще можно сделать из стеблей разных растений? Попробуйте сделать! (дети могут с помощью родителей изготовить свистульки из древесного стебля ивы, из травянистого стебля лютика, толкушку , мутовку и т. д. Как еще человек использует стебли разных растений? А чем они служат для животных? Что бы еще вы хотели узнать о стеблях разных растений?

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

В заключении я хочу предложить вам заполнить таблицу: «что ценное в мастер –классе? – Какие проблемы? – Что бы Вы пожелали учителю?». Дорогие коллеги! Как вы думаете, может ли быть использована предложенная методика обучения на ваших уроках?.

А заканчиваю мастер-класс словами немецкого педагога Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Я благодарю вас за работу и желаю всем успехов в работе, и давайте не будем забывать, что больше всего дети утомляются в бездействии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что ценное в мастер –классе?

Какие проблемы Вы увидели?

Что бы Вы пожелали учителю?

 

 

 

 

 

 

 

Что ценное в мастер –классе?

Какие проблемы Вы увидели?

Что бы Вы пожелали учителю?

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: НеллиМеркучева
Просмотров: 171 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: